А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ь Ы Ъ Э Ю Я

ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА

ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА —элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Совокупности основных Е. я. в узком смысле этого термина образуют определ. «уровни» языковой системы, напр. фонемы — фонемный уровень, морфемы — морфемный уровень н др. (см. Уровни языка). Термином «Е. я.> в широком смысле обозначают обширный круг неоднородных явлений, являющихся объектом изучения лингвистики. Выделяют материальные, имеющие постоянную звуковую оболочку единицы, напр. фонему, морфему, слово, предложение и т. д., «относительно-материальные > единицы (по А. И. Смир-ницкому), имеющие переменную звуковую оболочку, напр. модели строения слов, словосочетаний, предложений, и единицы значения (напр., семы и др.), составляющие смысловую (идеальную) сторону материальных или относительно-материальных единиц и вне этих единиц не существующие. Материальные Е. я. делятся на односторонние, не имеющие собственного значения (фонемы, слоги), и двусторонние, имеющие как звучание, так и значение. Функция односторонних Е. я.— участие в формировании и различении звуковых оболочек двусторонних единиц. Иногда к односторонним Е. я. («единицам выражения >) относят сами звуковые оболочки двусторонних единиц («сонема> — звуковая оболочка морфемы, «номема> — звуковая оболочка слова). Двусторонние Е. я. выражают определ. значение (смысл) или используются для его передачи (морфемы, слова, предложения). Материальные Е. я. характеризуются варнантно-инвариантным устройством. Одна и та же Е. я. существует в виде множества вариантов (см. Вариантность), представляя собой конкретные реально артикулируемые (произносимые) звуковые отрезки. Е. я. существуют н в абстрактном виде — как класс (множество) своих вариантов, как абстрактная сущность — инвариант. Инвариантно-вариантное устройство Е. я. отображено в двух рядах терминов: омических>, используемых для обозначения единиц как инвариантов (фонема, морфема, лексема и т. д.), и «этических», обозначающих варианты единиц (фон, аллофон, морф, алломорф и т. д.). Эмич. и соответствующие им этич. Е. я. образуют один уровень: фоиема/фон, аллофон образуют фонемный уровень и т. д. В некоторых направлениях !амер. дескриптивнзм, см. Дескриптивная лингвистика) этнч. и эмнч. Е. я. относят к разным уровням. Относительно-материальные единицы существуют в виде образцов, моделей или схем построения слов, словосочетаний и предложений, обладают обобщенным конструктивным значением, воспроизводящимся во всех Е. я., образованных по данной модели (см. Модель в языкознании, Предложение). Е. я. могут быть простыми н сложными. Простые абсолютно неделимы (фонема, морфема), сложные неделимы в пределах тех уровней языка, в к-рые они входят (напр., сложные и производные слова, предложения и т. д.). Деление сложной Е. я. ликвидирует ее как таковую и обнаруживает составляющие ее единицы более низких уровней (напр., слово делится на морфемы, предложение — на слова). Нек-рые направления лингвистики стремятся расчленить простые Е. я. на еще более простые, т. е. выявить «элементы элементов>. Различит, признаки фонем рассматриваются, напр., не как свойство фонемы, а как ее составные части, выделяются элементы смысловых единиц (см. Компонентного анализа метод). Разные школы и направления лингвистики дают разные характеристики одним и тем же Е. я.: напр., фонема рассматривается либо как наиболее «типичный> или «важный» звук из множества (семейства) звуков (Д. Джоунз, Л. В. Щерба), либо как инвариант звука (Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон); морфема рассматривается как «мельчайшая единица языка» (Л. Блумфилд), «мельчайшая значимая часть слова» (И. А. Бодуэн де Кур-тенэ), грамматич. средство, «выражающее отношения между идеями» (Ж. Ванд-риес). Значит, расхождения в трактовке и оценке Е. я. разными школами, расхождения в перечне выделяемых Е. я. затрудняют сопоставление и сравнение языков. Это сопоставление и сравнение оказывается возможным путем выявления универсальных свойств Е. я. и отображения этих свойств в терминах — названиях Е. я. Такими свойствами или характеристиками Е. я. являются их наиболее общие свойства, обнаруживаемые во всех языках, напр. фонема — класс фонетически сходных и функционально тождественных звуков, морфема — двусторонняя Е. я., не обладающая синтаксич. самостоятельностью, слово — синтаксически самостоят. Е. я., предложение — речевая система, состоящая из Одного или неск. слов, выражающая и сообщающая семантич. информацию. Использование при описании языков соотв. образом определ. терминов делает описания сопоставимыми и позволяет выявить сходства и различия языков. Е. я. в наиболее общем виде обнаруживают три вида отношений: парадигматические (см. Парадигматика), синтагматические (см. Синтагматика), иерархические (по степени сложности, отношения вхождения единиц низших уровней в высшие). Е. я. обладают свойством «уровневой сочетаемости»: в парадигматич. и еннтаг-матич. отношения вступают только единицы одного уровня, напр. фонемы образуют классы и в линейной последовательности сочетаются только между собой. Е. я. комбинируются в речевой цепи, образуя единицы речи. Однако фоиемы и морфемы не могут быть единицами речи подобно словам, к-рые могут быть как единицами языка, так и единицами речи (производные и сложные слова могут иногда свободно образоваться в речи по тем или иным «формулам строения»); словосочетания (за исключением фразеологизмов) и предложения — единицы речи, т. к. не воспроизводятся, а производятся по определ. моделям. Комбинаторика Е. я. регулируется грамматич. правилами. Единицы языка подчиняются этим правилам в силу объективно присущих им свойств. В конечном счете правила языка являются проявлением свойств Е. я., поскольку эти свойства лежат в основе возможных связей и отношений между Е. я. ЕДИНИЦЫ 149 В истории яз-знания существовал разный подход к вопросу о центральной Е. я. Из истории языков известно, что слова исторически предшествуют морфемам. Последние — либо бывшие слова, утратившие способность к синтакснч. употреблению, либо усеченные части слов, образовавшиеся в результате слияния или сложения слов. В рамках направлений, считающих слово центр, единицей языка, теорет ически допускается возможность существования языка, не имеющего морфем и состоящего только из слов (ср. упрощение морфологии в англ., др.-кит. и нек-рых др. языках). Направления лингвистики (напр., дескриптивная лингвистика), исходящие из того, что морфемы — мельчайшие единицы языка независимо от того, обладают они синтаксич. самостоятельностью или, наоборот, не обладают, т. е. являются частями слов, к числу слов относят только производные н сложные слова, как производные от морфем. Так, по Г. Глисону, простые слова англ. яз. dog, box и др. являются морфемами. Для этих направлений теоретически допустим язык, не имеющий слов, а состоящий только из морфем. • Виноградов В. В., Рус. язык, М., 1947; Смириицкий А. И., Синтаксис авгл. языка, М.. 1937; Г л и с о в Г.. Введение в дескриптивную лингвистику, пер. с англ., М., 1939; Якобсон Р., X а л-ле М., Фонология и ее отношение к фонетике, пер. с англ., в кн.; НЛ, в. 2. М., i962; Степанов Ю. С. Основы яз-знания, М., 1966; Булыгина Т. В., О нек-рых аналогиях в соотношении семантич. и звуковых единиц, ВЯ, 1967, Me 3; Реформа т-с к и й А. А., Введение в языковедение, 4 изд.. М., 1967; Арутюнова Н. Д., О значимых единицах языка, в кн.: Исследования по обшей теории грамматики. М., 1968; Блумфилд Л.. Язык. пер. с англ., М.. 1968; Единицы разных уровней грамма-тич. строя языка и их взаимодействие, М., 1969; Солнцев В. М.. О соизмеримости языков, в кн.: Принципы описания языков мира. М.. 1976; ого же. Язык как системно-структурное образование. М., 1977. В. М. Солнцев.
ЕГИПЕТСКИЙ ЯЗЫК ЖЕ ЯЗЫКИ