А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ь Ы Ъ Э Ю Я

ЭЗОПОВ ЯЗЫК

ЭЗОПОВ ЯЗЫК (по имени др.-греч. баснописца Эзопа) — особый стиль изложения, призванный замаскировать для цензуры прямое, непосредственное выражение идей, противоречащих официальной политике, идеологии; способ выражения гражданских, революционных идей в условиях антидемократического строя, политической реакции. В. И. Ленин говорил о том, что к Э. я. «царизм заставлял прибегать всех революционеров, когда они брали в руки перо для „легального" произведения» (Поли, собр. соч., 2 изд., т. 27, с. 301). Э. я. представляет собой совокупность приемов иносказания, определ. образом организуемых: аллегории, контекстуальные и ситуативные перифразы, аллюзии, «говорящие» псевдонимы, фигуры умолчания, завуалиров. ирония, персонажи басни, фольклора, элементы сказочной фантастики и т. п. Для тех же целей прибегают к жанрам басни (И. А. Крылов, Д. Бедный) и сказки (М. Е. Салтыков-Щедрин), к описаниям экзотич. (Ш. Л. Монтескье) или не существующих стран (Я. Галан), к «переводам» и «подражаниям» из древней и вост. поэзии, к сюжетам на библейские, ист., зарубежные темы и т. п. Приемы Э. я. включаются в сферу сатирич. изображения действительности, в основном в жанрах полит, сатиры, напр. в памфлетах-аллегориях. В России Э. я. складывается в систему приемов в условиях подцензурной печати с кон. 18 в. Мастерами Э. я. были декабристы, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, Салтыков-Щедрин, к-рый и ввел в общее употребление выражение <Э. я.», И. Франко, М. Горький; к Э. я. обращались К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. В Э. я. разных ист. периодов складывалась разл. символика; так, декабристы, говоря о «временщике», имели в виду А. А. Аракчеева, революционеры-демократы революцию называли «реформой», «невестой», «настоящим днем», Сибирь — «Вестминстерским аббатством»; К. Маркс обозначался как «реалист», «новейший исследователь». Э. я. (без спец. устойчивой номинации) был распространен и в др. периоды рус. истории. Прибегали к Э. я. и в др. странах: напр., Дж. Свифт, М. Сервантес, Вольтер и др. писатели. Расширительно под Э. я. понимается творч. манера художника слова или публициста, предполагающая использование соотв. приемов изложения мысли, изображения действительности безотносительно к условиям и задачам политич. борьбы (напр., нек-рые произв. М. А. Булгакова, Вс. В. Иванова, А. Франса, Г. Бёлля, иауч. фантастики), в Ефимов А. И., Язык сатиры Салтыкова-Щедрина, М., 1953; Ефремов А. Ф.. Приемы эзоповской речи в произведениях Н. Г. Чернышевского. «Уч. зап. Саратов. ГПИ», 1955. в. 17; Б а з а н о в В. Г., Очерки декабристской лит-ры. Поэзия, М. —Л., 1961; П а к л и н а Л. Я., Иск-во иносказат. речи. Эзоповское слово в худож. лит-ре и публицистике, Саратов, 1971; Ткачев П. И., Иду на «вы». Заметки о памфлете, Минск, 1975; Ч е р е п а х о в М. С, Н. Г. Чернышевский, М., 1977. гл. 2. , Ю.А. Бельчиков.
ЭВЕНКИЙСКИЙ ЯЗЫК (тунгусский язык) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФОНЕТИКА