А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ь Ы Ъ Э Ю Я

ФОНЕТИКА

ФОНЕТИКА (от греч. phonetik6s — звуковой, голосовой) — раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. языковедческих дисциплин Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносит, аппарата, а также акустич. характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Совр. Ф. различает в звуке речи четыре аспекта: функциональный (или лингвистический), артику-ляторный, акустический и перцептивный. Ф. связана с такими нелиигвистич. дисциплинами, как анатомия и физиология речесбразования и восприятия речи, с одной стороны, и акустика речи — с другой. Как и яз-зиание в целом, Ф. связана с психологией, поскольку речевая деятельность является частью психич. деятельности человека. В отличие от нелингвистич. дисциплин Ф. рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. Вне этой функции звуковая сторона языка ие может быть понята; даже отд. звук речи выделяется из звуковой цепи лишь как представитель фонемы, т. е. благодаря его связям со смысловыми единицами языка. Данные совр. акустики речи свидетельствуют о том, что элементы членения звуковой последовательности, осуществленного самыми совершенными акустич. методами, не совпадают со звуками речи как реализациями фонем. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и фуикцио-нально-языковом аспектах, в Ф. различают собственно Ф. и фонологию. Раз- 554 ФОНЕТИКА деление их на два самостоят, раздела яз-зиаиия ми. совр. языковеды считают неправомерным. Выделяют общую и частную Ф., или Ф. отд. языков. Общая Ф. изучает общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносит, аппарата человека (напр., различаются губные, переднеязычные, заднеязычные согласные, если имеется в виду произносит, орган, определяющий осн. черты согласного, пли смычные, щелевые, если имеется в виду способ образования необходимой при артикуляции согласного преграды для выходящей из легких струи воздуха), а также анализирует акустич. особенности звуковых единиц, их спектральные характеристики, напр. наличие пли отсутствие осн. тона голоса (нулевой форманты) при произнесении разных типов согласных, разное положение формант при образовании гласных. Строятся универсальные классификации звуков речи (гласных н согласных), к-рые основаны отчасти на артикуляционных, отчасти на акустич. признаках, а также классификацию по дифференциальным признакам. Общая Ф. изучает также закономерности сочетания звуков, влияния особенностей одного нз соседних звуков на другой (разного вида аккомодация или ассимиляция), коартикуляцию; природу слога, законы сочетания звуков в слоги и факторы, обусловливающие слогоделение; фоиетич. организацию слова, в частности ударение и сингармонизм. Она изучает средства, к-рые используются для интонации: высоту оси. тоиа голоса, силу (интенсивность), длительность отд. частей предложения, скорость их произнесения (темп), паузы и тембр. В частной Ф. все указанные проблемы рассматриваются применительно к данному конкретному языку и сквозь призму функций, к-рые то или иное фоиетнч. явление или единица выполняют. Частная Ф. может быть описательной, или синхронной (см. Синхрония), и исторической, или диахронической (см. Диахрония), изучающей эволюцию звукового строя данного языка или группы языков. Фонетич. и фонологич. аспекты представляют в частной Ф. единое целое, т. к. все звуковые единицы выделяются опосредованно через смысловые единицы языка. В Ф. широко применяются экспериментальные методы; поскольку при этом используются особые приборы, эти методы называются также инструментальными. К ним относятся: палатография (статическая и динамическая), при помощи к-рой устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании, теизопалатография для измерения силы артикуляции, рентгенография, позволяющая видеть положение органов речи и их движение (при киио-реитгене), осциллография, позволяющая определять длительность, высоту и интенсивность звуков, и спектрография, дающая общую акустич. картину звука. В Ф. применяются, кроме того, разл. методы изучения восприятия тех или иных звуковых явлений носителями языка, что особенно важно для фонологич. истолкования этих явлений. В 80-е гг. в Ф. стали использовать ЭВМ. Ф. имеет прикладное значение в разных областях: для рационализации письма (графики и орфографии), обучения правильному произношению, особенно на неродном языке, для диагностики исправления недостатков речи (логопедия и сурдопедагогика). Данные Ф. используются для проверки средств связи и для повышения нх эффективности, а также для автоматич. распознавания речи. Начало изучения механизма образования звуков речи относится к 17 в.; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уиллиса, И. К. Аммана). В кои. 18 в. X. Краценштейн положил начало акустич. теории гласных, к-рая была развита в сер. 19 в. Г. Л. Ф. Гельмголь-цем. К сер. 19 в. исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. В. Брюкке. С лиигвистнч. т. зр. учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса «Grundziige der Lautphysiologie» (1876; 2 изд.— под назв. «Grundziige der Phonetik», 1881). Важную роль в развитии Ф. сыграли книги Г. Суита, О. Есперсена, М. Граммона и др. В России значит, роль в развитии общей Ф. сыграли труды И. А. Бодуэна де Куртенэ, а также его учеников — В. А. Богородицкого и Л. В. Щербы: именно Бодуэном де Куртенэ и Щербой было положено начало теории фонемы (фонологии). Большое значение имели работы А. И. Томсоиа («Общее языковедение», 1906). В сов. яз-знании широко разрабатываются проблемы общей и частной Ф. (работы Р. И. Аванесова, Л. Р. Зиидера, М. И. Матусевич, А. А. Реформатского и др.). 9 Матусевич М. И.. Введение о общую фонетику. 3 изд., М., 1959; 3 и н-дер Л. Р., Общая фонетика, [Л.], 1960; 2 изд.. М., 1979;Речь. Артикуляция и восприятие, М.— Л.. 1965; Бон дар ко Л. В., Осцнллографич. анализ речи, [Л.]. 1965; Реформатский А. А.. Введение в языковедение, М., 1967; Abercrombie D., Elements of general phonetics. Edinburgh, 1967; Manual of phonetics. Amst., 1968; M a 1 m b e r (J В.. La phonctique. P.. 1968; его же, Einfuhrung in die Phonetik als Wissenschaft. Munch.. 1976; Pilch H., Phonemtheorie, 3 Aufl.. Tl 1. Basel. 1974; Zwirner E., Z w i r n e r K.. Grund-fragen der phonometrischen Linguistik. 3 Aufl., Basel, 1982. Л. Р. Зиндер.
ФОНАЦИЯ ФОНОЛОГИЗАЦИЯ