А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ь Ы Ъ Э Ю Я

МЕЛОДИКА РЕЧИ

МЕЛОДИКА РЕЧИ (от греч. melSdi-кбз — мелодический, песенный) — основной компонент интонации. Акуствч. коррелят М. р.— изменения частоты осн. тона, развертывающиеся во времени. М. р. организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмич. группы, одновременно связывая ее части; различает коммуникативные типы высказывания (вопрос, побуждение, повествование, восклицание, имплнкацвя; в век-рых языках эти типы оформлены мелодически, а ве грамматически, напр. общий вопрос в исп. яз., импликацня во франц. яз.); выделяет наиболее важный отрезок высказывания; служнт для выражения эмоций, модальных оттенков, иронии, подтекста. При лннгвистнч. анализе М. р. учитываются мелодич. диапазоны (разница между высшей и низшей точкой изменения частоты осн. тона), интервалы (соотношение между этими точками в музыкальных терминах октав, кварт, квинт н т. д.), пики, степень крутизны повышения и понижения тона, направление движения частоты осн. тона (вверх, вниз, ровное), уровни (ярусы), от трех до шести в разных фонетнч. школах. Существует три осн. способа представления М. р.: контурный, ярусный и комбинированный. Первый характерен для европ. традиции (Г. Сунт, Д. Джоунз, О. Эссен, М. Граммон) и представляет М. р. в виде мелоднч. кривых. Ярусный способ характерен для амер. исследователей (К. Л. Пайк) и фиксирует М. р. как прерывную последовательность мелодия, ярусов, обозначая их цифрами. Ярусам приписывается значение завершенности, незавершенности, выражения эмоций. Комбиниров. способ (Ф. Да-веш, П. Делатр, Е. А. Брызгунова, И. Г. Торсуева) является совмещением контурного и ярусного. Основаннем для такого рассмотрения М. р. является то, что мелоднч. уровни не существуют вие контуров, а для контуров важна не только форма, но н распределение по уровням. Сочетания контуров и уровней могут рассматриваться как мелодич. модели. Основы изучения М. р. заложены в отечеств, яз-знании В. А. Богородицким, А. М. Пешковскнм, Л. В. ЩербоЙ. # Богородицкий В. А., Лекции по общему языковедению, Казань, 1913; П е rn-ков с к и й А. М., Рус. синтаксис в науч. освещении, М., 1938; Щерба Л. В.. фонетика франц. языка, М., 1963; Sweet Н., Anew English grammar, pt 1, Oxf., 1892; Jones D., Intonaton curves, Lpz. — В., 1909; Pike K., The intonation of American English, Ann Arbor, 1963; Danes F., Sentence intonation from a functional point of view, «Word», 1960. v. 16; Gram moat M., Traite pratique de prononciation franchise, P., 1963; Essen O. v., Grundzuge der hochdeutschen Satzintonation, Ratingen — Dusseldorf, 1964; Delattre P., Compa- письма менде. ring the phonetic features of English, French, German and Spanish. Hdlb.. 1965; см. также лат. при ст. Интонация. И. Г. Торсуева.
МЕЛАНЕЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ МЁНДЕ ПИСЬМО