А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ь Ы Ъ Э Ю Я

ПАРАЛИНГВИСТИКА

ПАРАЛИНГВИСТИКА (от греч. para — около и лингвистика) — 1) раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, включенные в речевое сообщение и передающие, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию; 2) совокупность невербальных средств, участвующих в речевой коммуникации. Различаются 3 вида паралингвистич. средств: фонационные, кинетические и графические. К фонационным относятся тембр речи, ее темп, громкость, типы заполнителей паузы («э-э», «м-м» н др.), мелодич. явления, а также особенности произношения звуков речи (диалектные, социальные и идиолектные); к кинетич. компонентам относятся жесты, тип выбираемой позы, мимика; к графическим — тип выполнения букв н пунктуационных знаков (почерк), способы графич. дополнений к буквам, их заменители (символы типа &, § и т. п.). В пределах П. различаются универсальные, этнолингвнетич. н ндиолсктные компоненты. Поэтому паралингвистич. средства не только дополняют смысл вербального сообщения, но и являются источником информации о говорящем (пишущем), о его социальных и возрастных чертах, поле, свойствах характера и пр. (ср. обыгрывание именно этих свойств в рассказах А. Конан Дойла). Хотя паралингвистич. средства, не входя в систему языка, не являются и речевыми единицам», тем не менее речевое сообщение не может быть фактом коммуникации без паралингвистич. сопровождения. Поэтому паралингвистич. средства в той нли иной степени представлены в каждой речевой единице. По отношению к вербальной стороне высказывания паралингвистич. средства могут выполнять 3 функции: 1) вносить дополнит, информацию (иногда противоречащую смыслу вербальной): напр., позитивный вербальный текст может сопровождаться фонационными характеристиками со значением отрицат. отношения и др.; 2) замещать пропущенный вербальный компонент («Хочешь пойти с нами?»— отрицат. жест); 3) комбинироваться с вербальными средствами, передавая тот же смысл («Я хочу вот этот красный шар* + указат. жест). Паралингвистич. средства не являются автономной и замкнутой семиотич. системой, но могут быть как элементами упорядоченных семиотич. невербальных систем (см. Кинесика), так и отдельными неупорядоченными в систему показателями. Обязательно присутствуя в речевом сообщении, паралингвистич. средства отличаются, однако, непредсказуемостью реального воплощения. Напр., при произнесении определ. типа вопроса требуется заданная мелодика, но тип тембральной окраски остается неизвестным, поэтому тнп мелодики есть языковой факт, а тип тембра — паралингвистический. Отд. виды паралингвистич. средств изучались еще в 30-х гг. 20 в. (работы Н. В. Юшманова по «экстраиормальной ^юнетике»), понятие П. было введено в 0-х гг. А. А. Хиллом, но осн. развитие П. получила с нач. 60-х гг. 20 в., когда яз-знание вышло за пределы изучения только собственно языковой системы. ф Николаева Т. М.. Успенский Б. А.. Яз-знание и паралингвистика, в кн.: Лннгвистич. исследования по общей и слав, типологии. М., 1966; К о л ш а н-ский Г. В.. Паралингвистика, М., 1974; Нац.-культурная специфика речевого поведения, М., 1977: Горелов И. Н., Невербальные компоненты коммуникации, М., 1980; Bird wh is tell R., Kinesics and context, Phil.. [1970]. Т. М. Николаева.
ПАРАДИГМАТИКА ПАРАТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ