А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ь Ы Ъ Э Ю Я

ПРОСОДИЯ

ПРОСОДИЯ (от греч. prosodia — ударение, припев) (просодика) — 1) система фонетических средств (высотных, силовых, временных), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль. Часто выделяются след. элементы (компоненты) П.: речевая мелодия, ударение, временные и тембральные характеристики, ритм, для тональных языков — словесные тоны. В этом значении термин «П.» часто синонимичен понятию интонация. Оба термина употребляются для обозначения функциональной системы супрасегментных средств языка (комплекса фонетич. средств, реализующихся в слоге, слове н т. д., то есть в единицах, ббльших, чем сегментные звуки). Есть попытки установить различия между П. н интонацией, связав интонацию с фразой, а П. со всеми речевыми сегментами, начиная от слога и кончая текстом. Употребление терминов «П.»и «просодика» расширяется в 70-е гг. 20 в. в связи с повышением интереса к тексту. Наметились две противоположные тенденции в употреблении этих терминов: сближение значений до полного совпадения и четкое разграничение — просодика относится к слогу, П. соотносится со всеми сегментными единицами (слог, слово, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст). В последнем значении П. противопоставлена системе сегментных средств. Противопоставление сегментный -- суирасегментный (иадсегмент-ный, сверхсегментный) уровни языка ииогда заменяется на противопоставление сегментный — просодический. 2) Общее название для фонетических супрасегментных характеристик речи как на уровне восприятия (высота тона, гром- ПРОСОДИЯ 401 кость, длительность), так н на физич. уровне (частота осн. тона, интенсивность, время). И в этом значении П. часто противопоставлена интонации, к-рая употребляется для обозначения функциональных категорий. П. рассматривается как система супрасегментных фонетич. средств, изучаемых с позиции как физических, так и воспринимаемых качеств. 3) Супрасегментные средства организации речи: расчленения н объединения речевых сегментов (понижение н повышение тона, распределение ударения, темпоральные изменения, паузация). В этом значении П. чаще употребляется при анализе стихотворной речи, т. к. в этом употреблении подчеркивается идея линейной дистрибуции просодич. средств. Термин «просодика» в этом значении практически не употребляется. 4) Система фонетич. средств, характеризующих слог. Исторически понятие П. связано с изучением структуры стихотворной речи. Этим термином называли раздел антич. грамматики, поев, законам версификации; часть учения о стихе, касающуюся соотношения слогов по ударению, долготе или высоте; метрич. систему стиха; количеств, характеристики слога (долгота, краткость); мелодич. характеристики слога (напевность); исполняемую песнь; знаки, обозначающие сильную позицию в стихе (икт), деление на стопы (I). Зародившись как учение о поэтич. слоге, термин «П.» изменялся, расширяя объем н содержание понятия. В 80-е гг. 20 в. он чаще всего употребляется для обозначения метрич. системы стихотворной речи и фонетич. характеристик всех супрасегментных речевых единиц, взятых отдельно и в комплексе. ф Дубовский Ю. А., Вопросы просодии устного текста, Минск, 1975; Артемов В. А., Психология речевой интонации. Лекция по спецкурсу, ч. 1—2. М., 1976; Николаева Т. М., Фразовая интонация слав, языков, М., 1977; ее же, Уровни типологич. анализа фразово-интонационных^ систем близкородств. языков, в кн.: Интонация, К., 1978; Просодия текста, М., 1980; Г а м к р е л н д з е Т. В., Иванов В я ч. В с, Индоевроп. язык и индоевропейцы, т. 2, гл. 10, Тб., 1984; Т г и-Ь е t z k о у N. S.. Grundziige der Phono-logie, Prague, 1939; Fry D. В., Prosodic phenomena, в кн.: Manual of phonetics, ed. by B. Malberg, Amst., 1968; Crystal D., Prosodic systems and intonation in English, Camb.,1969: Prosodic analysis, ed.by F.R. Palmer, L., 1970; Proceedings of the ninth international congress of phonetic sciences, v. 1, section 8. Prosodic phenomena, Cph., 1979, p. 316—407. А. М.Антипова.
ПРОПОЗИЦИЯ ПРОСТбЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ