А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ь Ы Ъ Э Ю Я

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

ПСИХОЛИНГВИСТИКА —наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Разрабатывая модели речевой деятельности и психофизиологич. речевой организации человека, П. проверяет их путем пси-хологич. экспериментов; т. о., будучи по предмету исследования близка к лингвистике, по методам П. ближе к психологии. В П. применяются такие экспериментальные методы, как ассоциативный эксперимент, метод «семаитич. дифференциала» и др. П. возникла в связи с необходимостью дать теоретич. осмысление ряду практич. задач, для решения к-рых чисто лингвистич. подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным (обучение родному, а особенно — иностр. языку; речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии; клиника центрально-мозговых речевых нарушений; проблемы речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности средств массовой информации; авиационная н космич. психология; судебная психология и криминалистика, напр. опознание людей по особенностям их речи; проблемы машинного перевода, речевого ввода информации в ЭВМ и т. п.; информатика). Термин «П.» вошел в науч. обиход с 1954 после опубликования в США коллективной работы под этим назв. (пол ред. Ч. Э. Осгуда и Т. А. Себеока), ко идеи, близкие к проблематике П., развивал а СССР еще в нач. 30-х гг. психолог Л. С. Выготский. Его ученик А. Р. Лурия разработал основы нейролингвистики, близкой к П. по предмету и задачам, но ориентированной в основном на диагностику п лечение разл. видов афазии. Сходные с П. идеи развивали также психолог Н. И. Жинкии и позже — лингвист С. Д. Кац-иельсон. Развитие собственно П. в СССР началось с сер. 60-х гг., прежде всего в Ин-те яз-знаиия АН СССР (Москва), работа ведется также в Ленинграде, Харькове, Тбилиси, Фрунзе, Алма-Ате и др. Каждые 2—3 года проводятся всесоюзные симпозиумы по П. Сов. П. опирается на материалистич. психологию школы Выготского (прежде всего на понятие деятельности) и на лингвистич. наследие Л. В. Щероы н его школы, в особенности на его трактовку активной грамматики. Рассматривая П. как одну из «дочерних» областей разработанной А. Н. Леонтьевым психологич. теории деятельности, моек, нсихолингвистич. школа долгое время называла П. <теорией речевой деятельности >, употребляя параллельно н термин «П.». Осн. направления исследования D COB. П. 60—70-х гт., кроме разработки общих теоретич. моделей порождения [А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина (Рябова) и др.] и восприятия (И. А. Зимняя) речи: изучение вероятностной структуры речевых процессов (Р. М. Фрумкина), вербальных ассоциаций (А. П. Клименко, А. А. Залевская и др.; создано неск. словарей ассоциативных норм для разл. языков), факторов распознавания речи (леиингр. группа психолингвистов под руководством Л. Р. Зиидера), развития детской речи (А. М. Шахнарович и др.), П. текста (Т. М. Дридзе) и т. п. Зарубежная П. первоначально (50-е гт.) ориентировалась в психологич. отношении на необихевиористич. психологию (Осгуд), а в лингвистическом — на амер. дескриптивную лингвистику. В дальнейшем (до нач. 70-х гт.) в основном опиралась на порождающую модель Н. Хом-ского (см. Генеративная лингвистика), развивая и его психологич. идеи. Наибольший вклад в развитие амер. П. в этот период внес Дж. А. Миллер, занимавшийся дальнейшей теоретич. разработкой н экспериментальной проверкой модели Хомского; известны также работы Д. Сло-бина, Дж. Фодора, X. Кларка и др. 70-е гг. характеризуются отказом от односторонней ориентации на идеи Хомского и вовлечением в разработку теоретич. основ П. ряда ведущих психологов зап.-европ. стран; этот этап привел к пересмотру основ П. и проникновению в нее идей «классической» европейской общей психологии и прогрессивных тенденций совр. социальной психологии. В большей степени стали учитываться собственно психологич. и социальные факторы речевой деятельности (работы Р. Румметвейта в Норвегии, Дж. Уэрча в США, Ж. Мёлера н Ж. Нуазе во Франции н др.). Из социа-листич. стран Европы П. особенно развита в Румынии (Т. Слама-Казаку), Чехословакии (Я. Пруха), ГДР (В. Хартунг). Развившись на основе разл. направлений пенхологистич. яэ-знания, П. усвоила его интерес к человеку как носителю языка и стремление интерпретировать язык как динамич. систему речевой деятельности (речевого поведения) этого человека. Внутри этой системы П. рассматривает гораздо большее число взаимосвязанных факторов развития и функционирования языка, чем «классическое» общее яз-зна-ние, тем самым значительно расширяя предмет своего исследования по сравнению с последним. Для материалистич. направлений П., напр. в СССР, характерен более глубокий подход к трактовке социальной природы языка и речевой деятельности, определяемый пониманием общения и др. социальных и социалыю-пси-хологич. процессов в марксистско-ленинской науке. • Леонтьев А. А., Психолингвистика, Л., 1967; его же, Психолиигвистич. единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969; Теория речевой деятельности, М.. 1968; Психолингвистика за рубежом, М., 1972: Основы теории речевой деятельности, М., 1974; Л у р и я А. Р., Основные проблемы иейролингвистики, М., 1975; его же, Язык и сознание, М., 1979; Смысловое восприятие речевого сообщения, М., 1976; Слабив Д., Грин Дж., Психолингвистика, пер. с англ., М., 1976; Ж и н-к и и Н. И., Речь как проводник информации, М., 1982; Психолиигвистич. проблемы семантики, М.. 1983; Исследование речевого мышления is психолингвистике, М.. 1985; Тарасов Е. Ф., Тенденции развития психолингвистики, М., J 987; Psycholinguistics. A survey of theory and research problems, Bait., 1954; Rommetveit R., Words, meanings and messages, N. Y.— L. — Oslo, 1968; Social context of messages, L.— N. Y., 1971; Sprachliche Kommunikation und Geselhchaft, В.. 1976; С 1 a r k H., Clark Е., Psychology and language. An introduction to psy-cholinguistics, N. Y., 1977. А. Л. Леонтьев.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ


Подробнее про эксперимент как метод исследования в статье по психологии.