А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ь Ы Ъ Э Ю Я

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ — разновид- ность устной литературной речи, обслуживающая повседневное обиходно-бытовое общение и выполняющая функции общения и воздействия. В качестве средства нац. общения складывается в эпоху формирования наций, в донац. период в функции Р. р. выступают диалекты, полудиалекты, городские койне и др. Как форма существования литературного языка Р. р. характеризуется основными его признаками (наддиалект-ностью, устойчивостью, нормативностью, многофункциональностью). Р. р. — ист. категория. История Р. р. в разных нац. языках не зафиксирована источниками вследствие устной формы ее существования. Основой ее формирования служили наддиалектные образования и говоры регионов, игравших связующую роль при консолидации наций. Место Р. р. в составе лит. языков исторически изменчиво. Она может выступать в качестве устной формы лит. языка (напр., в греч. лит. яз. эпохи Гомера она была единственной его формой), может не входить в его состав (напр., франц. лит. яз. 16—17 вв., совр. чеш. obecna Ceiti-па), может взаимодействовать с разг. типом письм.-лит. языка, представленного в худож. произведениях, наиболее полно отражающих реальную нар. речь (напр., совр. рус. Р. р.), или представлять собой стиль лит. языка. Существуют региональные типы Р. р. Так, в совр. рус. лит. яз. по целому ряду фонетич. и отчасти лексич. признаков можно выделить сев.-русский и юж.-русский региональные варианты лит. Р. р. Сходная картина наблюдается в совр. нем. лит. языке. Р. р. не подвергается кодификации. Определение характера отношения Р. р. того или иного нац. лит. языка к лнт. языку в целом или его разновидностям решается по-разному. Так, рус. Р. р. одни ученые (Е. А. Земская, Ю. М. Скреб-нев), исходя нз ее структурно-системных свойств, отделяют от кодифициров. лит. языка и рассматривают как противопоставленный ему самостоят, феномен, другие рассматривают ее в составе лит. языка как его разновидность (О. А. Лаптева, Б. М. Гаспаров) или особый стиль (О. Б. Сиротинина, Г. Г. Инфантова). Изучение социальной, локальной, возрастной, половой, профессиональной дифференциации Р. р., речевого поведения, особенностей порождения и восприятия речи входит в задачи социолингвистики и психолингвистики. Общие свойства устной речи проявляются в специфич. характеристиках Р. р.: неподготовленности, линейном характере, ведущем как к экономии, так и к избыточности речевых средств, непосредств. характере речевого акта. Р. р. существует в диалогич. и монологич. формах, форма речи влияет на выбор средств выражения. Осн. функция Р. р. — функция общения. Соответственно потребностям общения меняются темы P.p.: от узкобытовых до производственных и отвлеченных. Признаки общей ситуации протекания речи связаны с предметной обстановкой речи и участниками коммуникативного акта. Выделяется 3 типа ситуаций общения: стереотипные гор. диалоги незнакомых лиц; общение знакомых лиц в бытовой обстановке; общение знакомых и незнакомых лиц в производственной и социально-культурной сфере (ситуации непубличного общения и ситуации публичного общения). Р. р. широко используется в худож. лит-ре. Ее отражение носит национально обусловленный и ист. характер: чем более высокой является степень демократизации худож. лит-ры, тем большее воздействие оказывает Р. р. на язык худож. лит-ры. В худож. произведении Р. р. «олитературивается» (В. В. Виногра- дов), в нем в первую очередь использу- РАЗГОВОРНАЯ 407 ются те явления Р. р., к-рые связаны с ее стилистич. экспрессией, выразительностью и на фойе нейтральных и книжных средств лит. языка маркированы как элементы сниженной стилистич. окраски. Те явления Р. р., к-рые связаны прежде всего с устным характером ее осуществления, в язык худож. лит-ры попадают нечасто. Поэтому Р. р. в ее естеств. виде изучается не по худож. текстам, а по материалам магнитофонных и ручных записей подлинного звучащего текста или отдельных его особенностей. В пределах каждого нац. языка Р. р. располагает собств. набором языковых особенностей. Употребляются в ней также и общелит. языковые средства. При передаче отвлеченной тематики возможно использование книжно-письм. средств. Универсальные особенности Р. р. связаны с устным характером ее протекания: при убыстренном темпе речи наблюдаются явления усиленной редукции безударных гласных (напр., в рус. яз.), стяжеиие и выпадение звуков, упрощение групп согласных. Возникают явления описательной и сокращенной номинации, особенности в функционировании отд. частей речи и образовании отд. форм, расчленения синтаксич. целого (парцелляция, присоединение, антиципация, добавление темы-уточнителя), прерванные структуры, вопросо-ответные единства, повторы, стяжения, перифразы. • Шигаревская Н. А,, Очерки по синтаксису совр. франц. разг. речи, Л., 1970; Кожевникова К., Спонтанная устная речь в зпич. прозе, Praha, [1970]; И н ф а в> това Г. Г., Очерки по синтаксису совр. рус. разг. речи, Ростов н/Д, 1973; Рус. разг. речь, под ред. Е. А. Земской, М., 1973; С и ро-т и н и н а О. Б., Совр. разг. речь и ее особенности, М., 1974; Л а п т е в а О. А., Рус. разг. синтаксис. М., 1976; Сафиуллина Ф. С. Синтаксис тат. разг. речи. Каз.. 1978; Дев-к и н В. Д.. Нем. разг. речь. Синтаксис и лексика, М.. 1979; Рус. разг. речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис, под ред. Е. А. Земской, М., 1981; Рус. разг. речь. Фонетика, морфология, лексика, жест, под ред. Е. А. Земской. М., 1983; Скребнев Ю. М., Сведение в коллоквиалистику, Саратов. 1985; U г е F. W., The theory of register in Ian; guage teaching, Essex. 1966; Problemy hezne mluveneho jazyka, zvlaste v rustine, «Slavia», 1973, rocn. 17. sei.^ l-.Jedlicka A., Spisovny jazyk v soucasne komunikaci. Praha, 1974. О. А. Лаптева.
ПУШТУ РАСПОДОБЛЕНИЕ