А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ь Ы Ъ Э Ю Я

СВЕРХФРАЗОВОЕ ЕДИНСТВО

СВЕРХФРАЗОВОЕ ЕДИНСТВО (сложное синтаксическое целое, микротекст, период) — отрезок речи в форме последовательности двух и более самостоятельных предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки. С. е. имеется в устной и письменной, диалогам, и монологич. речи, в прозе и стихах и т. д. Оно может совпадать с абзацем, быть больше и меньше абзаца. Миним. С. е. составляют: вопрос и ответ; высказывание, состоящее из посылки и вывода; описания одного и того же предмета (лица); С. е. всегда составляет и катафорич. субститут с последующим разъяснением, напр.: «Это положение обусловлено следующими факторами: во-первых ..., во-вторых...». Одно С. е. может соответствовать и краткому объявлению, краткой газетной заметке, телеграмме, цитате. Как объект лингвистич. исследования и часть обшей проблемы лингвистики текста С. е. изучается с т. зр. более полного раскрытия смысла предложения в речи, его прагматич. аспекта и актуального членения и др., к-рые наиболее полно раскрываются в окружении предложений, снимающих смысловую и сии-таксич. неоднозначность. Наличие окружения позволяет при развертывании повествования, диалога опускать самоочевидные элементы, обозначенные в предшествующем предложении, т. е. осуше-ствлять принцип экономии. Понятие С. е. позволяет восстановить недостающие звенья при переходе от синтаксиса предложения к синтаксису целого текста. С. е. может изучаться с т. зр. семантики, синтаксиса, актуального членения, прагматики. Одни лингвисты рассматривают С. е. как речевую единицу, объединяющую неск. предложений (от предложения — к тексту), другие — как фрагмент текста (сегментация речевого произведения па дискретные единицы иного уровня, чем предложение). Исследуются проблемы взаимоотношения С. е. и высказывания; С. е. и абзаца (нек-рые лингвисты отождествляют их); семантнч. отличия С. е. от сложного предложения. Установлено, что синтаксически самостоят, предложения, составляющие С. е. (напр.: «Серебро — дорогостоящий металл. Мы редко используем его в качестве проводника»), выражают большую смысловую значимость, чем придаточные предложения в составе сложноподчиненного («Поскольку серебро дорогостоящий металл, мы редко используем его в качестве проводника t.). Связь между предложениями С. е. (анафорическая и катафорнческая) обеспечивается общностью заданной темы, развертыванием части предшествующего предложения в последующем, всеми видами тема-рематической прогрессии, перифразами, повторной номинацией, разделит, паузами между С. е., порядком слов, местоимениями, синтаксич. и ритмич. параллелизмом. Мысль о важности исследования «речевой единицы» большей, чем предложение, восходит к А. X. Востокову, Ф. И. Буслаеву, А. М. Пешковскому. В 40—50-х гг. 20 в. о С. е. писали Л. А. Булаховский, И. А. Фигуровский, Н. С. Поспелов, К. Боост, X. Вайнрих. Большое значение для разработки вопросов связной речи имело учение В. Мате-зиуса (и его последователей Ф. Данеша, Я. Фирбаса и др.) об актуальном членении предложения. С, е. стало предметом широкого изучения в 60—70-х гг. 20 в. • Матеаиус В., Язык и стиль, пер. с чет., в кн.: Пражский лннгвнетич. кружок, М., 1967; Лосева Л. М..К изучению межфразовой связи. (Абзац и сложное синтаксич. целое). РЯШ. 1967.>Ы; С о л г а н и к Г. Я., Синтаксич. стилистика. Сложное синтаксич. целое. М.. 1973; Дресслер В., Синтаксис текста, пер. с нем., в кн.: НЗЛ, в. 8, М., 1978; Дейк Т. ван, Вопросы прагматики текста, пер. с англ., там же; Кол-шанскйй Г. В., Контекстная семантика. М,. 1980; Левковская Н. Л., В чем различие между сверхфразовым единством и абзацем, НДВШ, ФН, 1980, №1;Мо с-кальская О. И., Грамматика текста, М,, 1981; Harweg R., Pronomina una Textkonstitution, Munch., 1968; Danes F г., Functional sentence perspective and the organization of the text, в кн.: Papers on functional sentence perspective, Praha, 1974. В. Е. Шевякова.
СВАЗИ СЕГМЕНТАЦИЯ